В Узбекистане издан сборник, посвященный сталинским репрессиям 1937-1938 годов

В Узбекистане авторским коллективом за последние пять лет издано четыре выпуска сборника "Репрессия: 1937-1938 гг. Документы и материалы". Об этом сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в благотворительном фонде "Шахидлар хотираси" (Памяти жертв репрессий).

По словам собеседника агентства, Международный благотворительный фонд научно-практической экспедиции "Мерос" ("Наследие") в городе Андижане и благотворительный фонд "Шахидлар хотираси" проводят большую работу по сбору, изучению и публикации материалов, связанных с жизнью и деятельностью репрессированных узбекистанцев. Организовано несколько научных экспедиций не только по Узбекистану, но и по городам Российской Федерации, Украины и Казахстана. Подготовлены научные статьи, монографии, сборники документов и материалов. С 2005 по 2008 гг. издано четыре выпуска сборника "Репрессия: 1937-1938 гг. Документы и материалы". (Сост.: Р.Шамсутдинов, Н.Каримов, Э.Юсупов, А.Мамажанов, М.Абдуллаев, Э.Дусматов, Х.Курбанов).

"2005 году авторский коллектив представил общественности первый выпуск. Собранные материалы дают возможность восстановить подлинную картину массовых репрессий. Документы свидетельствуют, что в 1937-1938 годах чистка партийного и государственного аппарата совпала с крупномасштабной чисткой общества, переросла в Большой террор. В течение второй половины 1937 года все силы НКВД были направлены на "чистку" страны от "антисоветских элементов". Особую группу среди опубликованных в сборнике документов секретного делопроизводства составляют директивы и постановления Политбюро ЦК ВКП(б), постановления СНК СССР, приказы и циркуляры народного комиссара внутренних дел Союза ССР 00447 "Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов", 00486 "Об операции по репрессированию жен и детей изменников Родины", "О порядке выдачи на опеку родственникам детей, родители которых репрессированы" и другие, составившие институциональную основу репрессивной политики государства, судебно-следственная документация, представленная местными архивными материалами", - отметил представитель благотворительного фонда.

По его словам, особую ценность представляют следственные дела по "контрреволюционным преступлениям" бывших кулаков, которые к моменту развернутого колхозного строительства в 1931 году были выселены в Украину, обвинительные заключения начальников оперативных групп. Они свидетельствуют о напряженных отношениях между властью и обществом, произвольности приговоров "троек", бездоказательности обвинений.

"Большой террор 1937-1938 гг. вобрал в себя опыт террора предыдущих десятилетий. Новые организационно-структурные формы и механизмы репрессивных мер позволили перевести репрессии на серийный поток, обеспечить оперативное, не связанное с соблюдением закона, лишение жизни или заключение в лагеря больших групп людей. Делалось это секретно, следы преступлений тщательно скрывались. Территории республик, краев и областей делилась на "оперативные секторы", в которых формировались оперативные группы. На начальников оперативных групп возлагалось руководство "учетом и выявлением подлежащих репрессированию, руководство следствием, утверждение обвинительных заключений и приведение приговоров "троек" в исполнение". Деятельность внесудебных органов НКВД продолжалась более года. Ценным информационным материалом стали сводки и статистические сведения ГУГБ НКВД об общей численности, национальном составе арестованных и осужденных по делам органов НКВД, а также заключенных в ИТЛ в 1937-1938 гг. По сведениям учетно-распределительного отдела НКВД, на 1 октября 1937 года количество узбеков, содержащихся в лагерях, составило 21579 человек. В числе источников в сборнике использованы так называемые "письма во власть", то есть письма осужденных в высшие партийные органы, также частная переписка - прощальные письма заключенных. В сборнике представлены документы и материалы, высвечивающие неблаговидную роль высшего партийного руководства в подготовке и организации массовых репрессий. Был принят ряд решений с утверждением "троек" по проверке антисоветских элементов" и количественных показателей "лимитов" для каждой республики. С 5 по 31 июля 1937 года было принято 13 таких решений. "По спискам" были репрессированы видные руководители Узбекистана", - пояснил сотрудник фонда "Шахидлар хотираси".

Он также сообщил, что второй выпуск документов и материалов подготовлен на основе ранее закрытых фондов и "секретных" источников, хранящихся в архиве Службы национальной безопасности Узбекистана. Материалы характеризуют общую картину проведения в жизнь чудовищного оперативного приказа от 30 июля 1937 года об операции по репрессированию бывших кулаков. В него вошли протоколы 20 заседаний "тройки" НКВД Узбекской ССР, состоявшихся в период с 10 августа по 5 ноября 1937 года. На 30 сентября по республике были арестованы и осуждены 10 700 человек, из них к расстрелу приговорены 3613 человек, 8-10 лет лагерей получили 7087 человек.

"В третий выпуск сборника включены протоколы с 33-го по 43-е заседаний "тройки" НКВД Узбекской ССР, которые состоялись с 13 по 28 ноября 1937 года. Выпуск включает в себя имена расстрелянных и приговоренных к заключению в лагеря. В публикуемых протоколах "тройки" отражены краткие биографические сведения о 1611 репрессированных узбекистанцах, меры наказания", - подчеркнул представитель фонда. Он обратил внимание на то, что в четвертом выпуске опубликованы протоколы заседаний "тройки" НКВД Узбекской ССР (с 44-го по 65-е) в декабре 1937 года. Репрессивные органы в этот период оказались в критическом положении из-за огромного числа обвиняемых. Так, например, 12 декабря рассматривалось 625 дел, а за восемь дней - 3082 дела. Количество обвиняемых составило 3644 человека, осужденных -3610 человек. Наибольший удельный вес репрессированных падал на Андижанский, Бухарский и Сурхандарьинский округа.

 
 
© 2009  N45.RU - Новости Курганской области. Портал 45 региона